Искусство роспись храмов уходит корнями в глубокую древность, когда храмы использовались как центры религиозной, культурной и научной жизни. На протяжении многих столетий художники, наряду со скульпторами и другими деятелями декоративно-прикладного искусства, работали и работают над тем, чтобы украшать интерьер и убранство храмов. Рисунки на стенах храмов доносят религиозные сюжеты через образы, символы и эмоции, что делает эти сюжеты доступными любому человеку.
Самые ранние примеры храмовой росписи прослеживаются в древних цивилизациях Египта, Месопотамии, Индии и Китая, где стены храмов украшались изображениями богов, символов веры и мифологических сцен. В этих древних культурах росписи в храмах имели магический и религиозный смысл, играя важную роль в обрядовой практике. С течением времени искусство храмовой росписи развивалось и принимало новые формы в соответствии с новыми религиозными и культурными традициями. В христианском мире роспись стен в церкви приняла форму фресок и мозаик, изображающих сцены из Библии, жизнь апостолов и прочих святых. В восточных религиозных традициях, таких как буддизм и индуизм, росписи в храмах служили для изображения божеств, символов веры и сакральных историй. А в мусульманских мечетях на стенах принято изображать национальные орнаменты и цитаты из Корана.
Искусство храмовой росписи постоянно эволюционировало и принимало новые формы и техники, особенно в христианских странах, где оно шло рука об руку с развитием живописи. Искусство храмовой росписи можно разделить на стили в соответствии с конкретными историческими эпохами.
расписанный потолок в храме
Византийский стиль. Для этого стиля характерна строгость, как в применении форм, так и в цветовом оформлении. Росписи в византийском стиле, как правило строго пропорциональны, отличаются преобладанием темных красок и тяжеловесных форм. Содержание изображения также подчиняется канонам: фигуры святых – плоские и симметричные, лики – суровые и скорбящие, а каждый предмет является символом, несущим определенную религиозную и смысловую нагрузку.
Древнерусский стиль. Древнерусское религиозное искусство было сформировано на основе опыта византийских мастерских, поэтому для древнерусского стиля храмовой росписи характерны те же черты, что и для византийского. С ростом самостоятельности древнерусского стиля он обретает такие черты как: расширение цветовой палитры, использование ярких оттенков в росписи и ритмичность композиции.
Романский стиль. Для росписей романского стиля характерны следующие черты: сдержанная цветовая гамма, основную нагрузку несут линия и силуэт, причем с многочисленными отклонениями от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам). Другие характерные особенности романского стиля – экспрессивность действия, орнаментальность изображения, использование флористических, анималистических и геометрических узоров.
Готический стиль. В готической архитектуре роспись уступила искусствам мозаики и витража, однако стены храмов продолжали украшать изображениями. Для готических росписей характерны вытянутые изящные силуэты, более детальная проработка окружения (растений, предметов), изображение животных, игра с масштабом и светотенью.
Ренессансный стиль. Главной особенностью стиля эпохи Возрождения стал переход из двухмерного пространства в трехмерное. Для таких росписей характерны: глубина изображения, наличие перспективы, активное использование светотени, а также усиление детализированности изображений, человеческие фигуры обретают объем, мимику и естественность.