четырехшариковая машина

четырехшариковая машина (ЧМТ) — трибологический анализатор, принцип действия которого основан на трении стальных шариков между собой под нагрузкой в среде испытуемого материала.
Основным механизмом машины является узел трения, который представляет собой пирамиду из четырех контактирующих друг с другом шариков. Три нижних шарика закрепляются неподвижно в чашке машины с испытуемым смазочным материалом. Верхний шарик, закрепленный в шпинделе машины, вращается относительно трех нижних под заданной нагрузкой от 6 до 100 кгс с частотой вращения 1460±70 мин-1.

Четырехшариковая машина трения позволяет определить индекс задира, критическую нагрузку, нагрузку сваривания и показатель износа испытуемого материала. Машины трения четырехшариковые ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3) обеспечивают воспроизведение нормированных воздействий (осевой нагрузки, фиксированной скорости вращения и т.д.) на испытательные образцы, находящиеся в испытуемом смазочном материале, в соответствии с требованиями действующей нормативно технической документации на смазочные материалы, для последующего определения величины износа испытательных образцов.

Расположение машин ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3) при эксплуатации – на полу помещения.

Режим работы машин ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3) – циклический. Время испытаний – 10 с или 60 мин. Испытания могут быть автоматически остановлены при превышении момента трения испытательных образцов установленной величины.

Параметры питания:

— питание машин ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3) осуществляется, от сети трехфазного переменного тока, напряжением 380/220 В;

— колебание напряжения питания от плюс 10 до минус 15 %;

— частота переменного тока — (50 ± 1) Гц.

Технические характеристики

Габаритные размеры машин ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3):
— длина — 970 мм;

— ширина — 520 мм;

— высота -1750 мм.

Диапазон воспроизводимых осевых нагрузок от 59 до 9 800 Н [от 6 до 1 000 кгс]. Погрешность воспроизведения осевых нагрузок не более ± 1 %.
Порог чувствительности нагрузочной системы машин ЧМТ-1 и ЧМТ-1 (3), приведенный к осевой нагрузке, не более 5,0 Н [0,5 кгс].
Величина момента трения в узле трения, вызывающего автоматическое прекращение испытаний, составляет (1 180 ±25) Нсм [(120 ± 2,5) кгс·см].
Биение верхнего шарика, измеренное на его поверхности, в точке отстоящей по вертикали на расстоянии 2 мм вверх от его нижней точки, перпендикулярно касательной, проведенной через точку измерения, не более 0,03 мм.
Длительность проведения испытаний: 10 с или 60 мин. Абсолютная погрешность длительности проведения испытаний: в режиме «10 с» не более ± 0,2 с; в режиме «60 мин» не более ± 0,5 мин.
Выбег вращения шпинделя машины, после остановки испытаний, не более пяти оборотов.
Диапазон регулирования температуры узла трения: от температуры окружающего воздуха до 300 °С.
Погрешность поддержания температуры узла трения в диапазоне от температуры окружающего воздуха до 300 °С не более ± 5 °С.
Время разогрева узла трения от температуры окружающего воздуха до 300 °С не более 35 мин.
По устойчивости к воздействию температуры и влажности окружающего воздуха машины соответствуют исполнению УХЛ категории 4.2 по ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха от плюс 10 °C до плюс 35 °С.