Очень много споров ведётся в последнее время о формировании толерантности. К сожалению, проблема формирования толерантности связанна напрямую с его определением. По сути, что есть толерантность? Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. С одной стороны это положительная черта, которая уравнивает всех людей, но с другой стороны мировоззрение и образ жизни может быть распутным, противозаконным, антигуманным и негативным, так что тут палка с двух концов. Однако не будем говорить о толерантности, как о негативном качестве, а рассмотрим лишь его положительный аспект, который характеризуется вежливостью и принятием всех категорий людей.
Наверно много родителей сталкивались с такой неприятной ситуацией, когда их маленький ребёнок (чаще всего до 6 лет), показывает пальцем или даже смеётся над человеком с инвалидностью или плотного по телосложению, темнокожего или другого, непохожего на него или его родителей. Мало того что ребёнок показывает этим своё плохое воспитание (как кажется многим родителям) и заставляет краснеть за него, так и ставит в неловкое положение другого человека. Однако в большинстве случаев речь идёт вовсе не о том, что Вы плохо воспитали ребёнка и не сформировали у него толерантность и вежливость, а совсем в другом. У маленького ребёнка, такое качество как толерантность может просто не присутствовать в силу его возраста, а не плохого воспитания. В этом случае родителям надо сформировать в личности ребёнка это качество, путём постоянных бесед и объяснений, которые в первую очередь должны быть понятны ребёнку.
Не забывайте, что маленькие дети – это не взрослые, им всё не просто понять и осознать, поэтому о развитии такого качества как толерантность в раннем возрасте может даже не идти и речи. Задача родителей – воспитать это качество у ребёнка, но при этом, не ругая его и не оскорбляя достоинство детей. Сделать это в простой и удобной форме, можно посредством бесед и занимательных историй. К примеру, хорошо помогает развить толерантность у малышей, такой рассказ Николая Носова «Заплатка». Когда Бобка, главный герой рассказа, вышел с дыркой на штанах к друзьям, а затем с криво пришитой заплатой, ребята показывали на него пальцами и смеялись, ему было неприятно и обидно. Но изменить ситуацию было в его силах – он пошел и пришил заплату аккуратно, так аккуратно, что никому уже и в голову бы не пришло над ним смеяться. Полный же человек или человек с инвалидностью ситуацию часто изменить не может, если бы мог, давно бы уже похудел или изменился бы… Примерно так, должна строиться Ваша беседа с ребёнком. Обучая детей толерантности, не забывайте говорить, что есть добро, что зло, что делать хорошо, а что плохо. Не забывайте говорить почему делать так, или иначе нельзя, но в понятной ребёнку форме и на знакомых ему примерах.
Приучить ребёнка к вежливости и сформировать у него толерантность не всегда так просто, как может показаться, и часто родителям очень тяжело с ней справиться. Тут помочь ему должны педагоги и воспитатели, которые будут постоянно говорить с детьми о принятии других людей с их мировоззрением и личными качествами. Однако выбирая педагога для своего малыша, очень важно убедиться обладает ли он толерантностью. Важно не только обучать ребёнка толерантности, но и самим ею обладать. Ребёнок учится, смотря на нас, и если он будет видеть, как мы смеёмся над толстыми людьми или инвалидами – будет делать так же. И потом, в старшем возрасте, их уже не переучишь.
Вот несколько слов о толерантности и вежливости, которой должен обладать каждый из нас, если мы хотим сформировать её и у наших детей. Однако, как было сказано в начале статьи, даже с толерантностью надо быть осторожным, чтобы не приучить ребёнка к разрушающей его модели жизни.