Что такое младший школьный возраст, и когда он наступает? Многие мамочки даже не задумываются о том, что их дорогое и любимое чадо меняется с возрастом, не только физиологически, но и психологически. Младший школьный возраст – это новый этап в жизни каждого ребёнка. Теперь он уже не «детсадовец», теперь он школьник.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Поэтому не стоит пугаться, если ребёнок не так сильно тянется к родителям как раньше – это вполне нормальное явление в новом этапе развития малыша.
Если до сих пор ведущей деятельностью малыша была игровая деятельность, то в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она и определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Однако ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам, поэтому младший школьный возраст – важный этап формирования личности каждого из нас.
Развитие личности младшего школьника на этом этапе зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет родитель, поэтому очень важно «закреплять» в ребёнке новые знания навыки и возможности. Это позволит ему стать успешным человеком в будущем. А этого желает каждый родитель.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного члена общества. И каждый родитель обязан помогать этому становлению своего ребёнка.
Будьте другом своему ребёнку, учителем и наставником. Вместе с ним преодолевайте все беды и трудности на нелёгком пути взросления. Не забывайте, и Вы были детьми, и Вам так же не просто было войти в новый, взрослый этап. Успехов и взаимопонимания.