Кто такой потребитель? Потребитель это каждый из нас. Покупая молоко в магазине – мы потребители, пользуясь электричеством – мы потребители, и даже ездя в общественном транспорте, мы всё равно остаёмся потребителями. Даже производители того или иного товара или услуг, тоже являются потребителями.
А что такое маркетинг? По сути, маркетинг, это искусство продавать товар потребителю. Однако, потребитель потребителю рознь. Существует разная классификация потребителей, мы же поговорим о традиционной, где потребители разделяются по следующим критериям:
- Пол. Согласно этому критерию, всех потребителей можно разделить на два типа: мужчин и женщин. Соответственно, существуют и товары с чёткой половой принадлежностью. Например, бюстгальтеры и платья – для женщин, электробритвы, пена для бритья – для мужчин.
- Возраст. Тут гораздо больше групп потребителей. К примеру, есть товары для детей до 3-х лет, от 3-х до 5-6, от 5-6 до 10 и т.д. Если условно разделить всех потребителей по этому критерию, то можно выделить новорождённых, детей, подростков, взрослых и пожилых людей.
- Доход. Любой товар имеет цену, и не каждый потребитель может позволить себе, скажем, дорогой автомобиль бизнес-класса. Поэтому всех потребителей можно разделить и по степени дохода.
- Образование. Как показывают маркетинговые исследования, от этого фактора тоже очень зависят показатели продаваемости. К примеру, человек, не научившийся пользоваться компьютером, покупать его не будет, а человек не умеющий читать – книгу не возьмёт.
- Социально-профессиональный критерий. Существуют товары для определённых социальных слоёв населения, к примеру, товары, продаваемы в секонд-хенде, для категории малоимущих граждан.
- Быстрота реакции на новую информацию или появление нового товара на рынке. Тут выделяют несколько групп:
- «новаторы» – потребители, предпочитающие пробовать новинки;
- «адепты» – последователи того или иного бренда, делающие товар модным и известным;
- «прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара. Т.е. товар становится популярным, и тогда они его покупают;
- «скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
- «консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным».
- Тип личности. Потребителей так же различают по типу личности. Всего их четыре: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Однако, практическое применение данной классификации в маркетинге затруднительно, так как сложно общаясь недолго с потребителем, определить его тип личности.
- Стиль жизни. Тут разделяют потребителей по их ценностям, отношению, ритму жизни, поведению личности и т.д.
Именно эти критерии классификации потребителей позволяют определить, какой тип человека стоит перед нами, и какой подход можно к нему применить, чтобы и сам потребитель был доволен приобретением товара или услуги, и мы были в плюсе. Вот такой небольшой урок маркетинга, друзья! Надеемся, он будет полезным!