Уроки маркетинга: классификация потребителя

Кто такой потребитель? Потребитель это каждый из нас. Покупая молоко в магазине – мы потребители, пользуясь электричеством – мы потребители, и даже ездя в общественном транспорте, мы всё равно остаёмся потребителями. Даже производители того или иного товара или услуг, тоже являются потребителями.

А что такое маркетинг? По сути, маркетинг, это искусство продавать товар потребителю. Однако, потребитель потребителю рознь. Существует разная классификация потребителей, мы же поговорим о традиционной, где потребители разделяются по следующим критериям:

  1. Пол. Согласно этому критерию, всех потребителей можно разделить на два типа: мужчин и женщин. Соответственно, существуют и товары с чёткой половой принадлежностью. Например, бюстгальтеры и платья – для женщин, электробритвы, пена для бритья – для мужчин.
  2. Возраст. Тут гораздо больше групп потребителей. К примеру, есть товары для детей до 3-х лет, от 3-х до 5-6, от 5-6 до 10 и т.д. Если условно разделить всех потребителей по этому критерию, то можно выделить новорождённых, детей, подростков, взрослых и пожилых людей.
  3. Доход.  Любой товар имеет цену, и не каждый потребитель может позволить себе, скажем, дорогой автомобиль бизнес-класса. Поэтому всех потребителей можно разделить и по степени дохода.
  4. Образование. Как показывают маркетинговые исследования, от этого фактора тоже очень зависят показатели продаваемости. К примеру, человек, не научившийся пользоваться компьютером, покупать его не будет, а человек не умеющий читать – книгу не возьмёт.
  5. Социально-профессиональный критерий. Существуют товары для определённых социальных слоёв населения, к примеру, товары, продаваемы в секонд-хенде, для категории малоимущих граждан.
  6. Быстрота реакции на новую информацию или появление нового товара на рынке. Тут выделяют несколько групп:
  • «новаторы» – потребители, предпочитающие пробовать новинки;
  • «адепты» – последователи того или иного бренда, делающие товар модным и известным;
  • «прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара. Т.е. товар становится популярным, и тогда они его покупают;
  • «скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
  • «консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным».
  1. Тип личности. Потребителей так же различают по типу личности. Всего их четыре: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Однако, практическое применение данной классификации в маркетинге затруднительно, так как сложно общаясь недолго с потребителем, определить его тип личности.
  2. Стиль жизни. Тут разделяют потребителей по их ценностям, отношению, ритму жизни, поведению личности и т.д.

Именно эти критерии классификации потребителей позволяют определить, какой тип человека стоит перед нами, и какой подход можно к нему применить, чтобы и сам потребитель был доволен приобретением товара или услуги, и мы были в плюсе. Вот такой небольшой урок маркетинга, друзья! Надеемся, он будет полезным!